СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ................................................................................................................... 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Особенности воспитательного процесса в структурном подразделении «Лисьинский детский сад».................................................................................................................................................. 4 Цель программы воспитания ........................................................................................... 5 Требования к планируемым результатам освоения программы воспитани я ............... 7 РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ ................ 9 Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ .................................................... 9 Направления реализации программы воспитания .................................................................... 10 Основные направления самоанализа воспитательной работы ................................................ 12 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ ................ 14 Нормативно-методическое обеспечение реализации программы .............................. 14 Материально-техническое обеспечение реализации программы ............................... 14 Календарный план воспитательной работы ................................................................. 16 Литература ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является приложением к основной образовательной программе (далее - ООПДО). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее–ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных в ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. ( п.4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя три основных раздела: Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания. Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ. Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. Программа воспитания содержит четыре направления работы: «Духовно – нравственное воспитание» «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание » « Гражданско – патриотическое воспитание» РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Особенности воспитательного процесса в СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» Образовательный процесс в СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» расположен по адресу Пермский край, Большесосновский МО, с.Лисья, улица Школьная, дом 10. Район является экологически чистым. В непосредственной близости расположены Лисьинский ФАП, библиотека, сельский ДК, почта. Это обеспечивает тесное сотрудничество детского сада с социальными и культурными объектами села. Детский сад имеет групповую, спальню, раздевалку. Имеется необходимое оборудование, атрибуты. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь родители воспитанников, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям. Основной целью педагогической работы СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: Позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания; партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении мероприятий СП «Лисьинский детский сад»МБОУ «Лисьинская НОШ» поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно-значимом деле; педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы ,реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ», так как цель этой работы сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др. Цель и задачи программы воспитания Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: − в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); − в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); − в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников: В воспитании детей младшего дошкольного возраста Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение ,игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: Развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; Сформировать коммуникативную и социальную компетентности; Развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; Содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; Сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны ( флаг, герб, гимн). В воспитании детей старшего дошкольного возраста: Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений и искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; поощрять проявления морально-волевых качеств. Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие-способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей: –«Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России». Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к3 годам) В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: Портрет Гражданина России 1.Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры ,исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность . 4. Интеллектуальная самостоятельность. Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности ,эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 6. Коммуникация и сотрудничество. Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. 7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине. 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединений, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность изрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. 4. Интеллектуальная самостоятельность. Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Зрелое сетевое поведение. Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. 6. Экономическая активность. Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социальнотрудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 7. Коммуникация и сотрудничество. Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. 8. Здоровье и безопасность. Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. 9. Мобильность и устойчивость. Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание Программы воспитания реализуется входе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: −социально-коммуникативное развитие; −познавательное развитие; −речевое развитие; −художественно-эстетическое развитие; −физическое развитие. Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу; природный и иной материал; и изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями), другие формы активности ребенка. Формы организации деятельности игра, игровое упражнение, игра-путешествие; тематический модуль, коллекционирование; чтение, беседа, разговор, ситуации; конкурсы, викторины, коллективное творческое дело; проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки; мастерская, клубный час; праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования; театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы ДОУ. Направления реализации программы воспитания «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Детство- время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных качеств и привычек. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Основной целью духовно- нравственного воспитания является воспитание духовнонравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Духовно- нравственное воспитание включает в себя: приобщение детей к традиционным для православной России духовно- нравственным ценностям, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, формирование первоначальных представлений о духовнонравственных ценностях ( честь, семья, любовь, добро, верность), формирование нравственных умений и привычек ( справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, приветливыми, вежливыми). «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения , что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Один из видов деятельности дошкольников, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города, сада. Задача взрослых: постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности: игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной. Экологическое воспитание – несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых–воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно - нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ » Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством : воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. « ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступ аккультурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; созданиеиподдержкупроизводствахудожественных,документальных,научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных нанравственное,гражданско-патриотическоеиобщекультурноеразвитиедетей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ», являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное и отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки им и цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей– это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» воспитательного процесса являются: Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета СП «Лисьинский детский сад». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается наследующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой в СД «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностноразвивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующими старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости– их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ». Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: Качеством проводимых мероприятий ДОУ; Качеством совместной деятельности воспитателя и родителей; Качеством проводимых экскурсий, походов; Качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в СП «Лисьинский детский сад» МБОУ «Лисьинская НОШ » является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу РАЗДЕЛ3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: −обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды; − оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; −создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды деятельности. Уклад ДОУ направлена сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; − современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; −наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; − учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, −в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах: −неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения −конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; −создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого −без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; −системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания Федеральный закон от 31 июля 2020г. №304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155от17.10.2013г, (ФГОСДО). 3.3. Материально- техническое обеспечение реализации Программы воспитания Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствами содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудио материалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год. Календарный план воспитательной работы «Трудовое воспитание» Срок проведения Формы работы Младший возраст «В гостях у Мойдодыра» Сентябрь Беседа Октябрь Трудовые поручения Привлечение детей к помощи воспитателю Убираем игрушки Ноябрь Наблюдение за трудом взрослых Наблюдение за трудом няни Дидактические игры «Кто что делает?» Декабрь Экскурсия Кто работает в нашей группе? Январь Игровые обучающие ситуации «Помоги кукле Кате накрыть на стол» Февраль Встреча с людьми интересных профессий Встреча с поваром Фотовыставка «Кем работают наши мамы» Март Старший возраст «Разговор о профессиях» Труд в уголке природы Помоги накрыть на стол Уборка на участке Наблюдение за трудом прачки Наблюдение за трудом дворника Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Лото «Профессии» В магазин «Покажем малышам, как ухаживать за растениями» Встреча с сотрудниками МЧС и полиции Апрель Литературная гостиная «Стихи о профессиях» Просмотр мультфильмов, развивающих видео «Кем быть?» «Три кота»сборник серий о профессиях «Почему родители работают?» Навигатум «Калейдоскоп профессий» Навигатум «Кем стать?» Навигатум «Парад профессий» «Кем ты в жизни хочешь стать?» Театрализованная деятельность Май Июнь Тематические мероприятия Музыкальное развлечение «День труда» Чтение художественной литературы: С.Михалков «А что у вас?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»,Э.Успенский «25 профессий Маши Филипенко», В.Маяковский «Кем быть?» ,И.Крылов«Стрекоза и муравей», К.Чуковский «Айболит», «Федорино горе», русские народные сказки «Крошечка- Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю.Тувим«Всѐ для всех» Сюжетно-ролевые «Почта» «Семья» сюжет: игры «Школа» «Уборка на кухне» «Салон красоты» «Магазин» Июль Трудовые поручения Поливаем цветник Уборка на веранде Уборка на участке Август Продуктивная деятельность Создание альбома «Кем работают наши мамы» Создание альбома «Кем работают родители» Создание лэпбука «Все работы хороши, выбирай на вкус» «Гражданско– патриотическое воспитание» Срок проведения Сентябрь Старший возраст Младший возраст Сюжетно–ролевая игра «Моя семья»; обсуждение ситуаций из жизни семьи. Развлечение «Праздник дружной семьи». Октябрь Дидактическая игра «Мой дом» Народные игры, фольклор Дидактическая игра «Мой адрес»; Сюжетно – ролевая игра «Почта» Оформление выставки «Мои бабушка и дедушка» Ноябрь Выставка семейного творчества «Моя Родина- Россия» ( рисунок, ДПИ); Этюд: «Назови ласково» Оформление экспозиции фотографий «День матери» Декабрь Игра- развлечение на тему «В гостях у бабушки Арины» Народные игры, фольклор Беседа с просмотром презентации на тему: «Как жили наши предки» Январь Фото отчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье Театрализованное представление для детей по мотивам русской народной сказки « Репка» Февраль День знаний о промыслах России Сюжетно–ролевая игра «Наш любимый детский сад» Тематическая неделя: «Мир вокруг нас» Беседа о разных странах и их жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец» Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, танцы, фотографии Март Праздник 8-ое Марта «Наши мамы и бабушки» Стихи, песни, танцы Изготовление сувениров к 8 Марта (подарки мамам и бабушкам) «Путешествие в деревню» - игра-развлечение; Викторина «Назови сказки» «Люби и знай родной свой край» беседа; Семейный конкурс знатоков родного края «Люби и знай родной свой край» Апрель Видео презентация на тему: «Красота Божьего мира» Конкурс семейного творчества: «Космические дали»; Просмотр мультфильмов о космосе. Май Праздник Праздник «День Победы» «День Победы» Игра–упражнение «Вежливое обращение к гостям» Конструирование военной техники из бросового (использованного) материала. Июнь Спортивное развлечение «День России»; Чтение стихотворений: М. Матусовский «С чего начинается Родина?», Ф.Глинка «Москва»; Июль Рисунки на асфальте: « Разноцветные ладошки» Рассматривание репродукций картин о родной природе; Конкурс детского творчества « Наше село»; Изготовление панно из природного материала «Герб Пермского Края». Август «Экологическое воспитание» Срок проведения Сентябрь Старший возраст Младший возраст Экскурсия «Деревья осенью» Беседа «Мир природы» Аппликация из природного материала «Бабочки» Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» Октябрь Беседа «Птицы» Дидактическая игра: «Узнай по описанию» Изготовление подарков из природных материалов к празднику «День пожилого человека» Ноябрь Декабрь Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы»,«Хорошо-плохо» Беседа «Комнатные цветы» Наблюдение за погодными явлениями Театрализованное развлечение «День птиц» Беседа «Братья наши меньшие», театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил» Изготовление кормушки для птиц Досуг «Праздник новогодней елки для кукол» Творческая работа «Украсим елку снегом» Чтение экологических сказок о воде: « История одной Капли» (грустная сказка о воде), «Как Тучка была в пустыне»(сказка о месте, где нет воды), «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды), «История Маленького Лягушонка»(добрая сказка о круговороте воды в природе), « Все живое нуждается в воде» (Экологическая сказка), «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле» (Экологическая сказка). Январь Наблюдение «Кто прилетает на кормушку?» Акция «Покорми птиц» Февраль Наблюдение за птицами Экспериментирование со снегом и льдом Рассматривание иллюстраций «Заяц и волк — лесные жители» Наблюдение: «Какие воробьи? Какие вороны?» Чтение сказок: История одной Елочки (Экологическая сказка), Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка). Март Беседа «Что такое лес» Акция «Берегите лес» Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никита охотник», «Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина, « Кто землю украшает» А. Лопатина, «Могучая травинка» М. Скребцова Изготовление листовок «Берегите воду!»(22марта – Всемирный день воды) Апрель Май Июнь Беседа «Прилетели птицы» Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» Акция «Каждую соринку– в корзинку!» Акция «Посади дерево», тематическое развлечение «День Земли», беседа «Как беречь природу?» Консультации в родительском уголке «Как научить ребенка беречь природу» Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада Чтение экологических сказок о мусоре: « Зайчик и Медвежонок» (Экологическая сказка), « Маша и Медведь» (Экологическая сказка), «Нет места мусору» (Экологическая сказка), « Сказка про хламище окаянище» (Экологическая сказка). Беседа «Забавные одуванчики» Экологический праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние животные» и др Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» Июль Август Оформление выставки детских работ «Это лето подарило» Разучивание стихов и песен о лете; Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. «Духовно- нравственное воспитание» Срок проведения Старший возраст Младший возраст Сентябрь Консультация для родителей: «Как провести с детьми выходной день» Октябрь Рассматривание семейных фотографий. Беседа «Вредные привычки» Демонстрация слайдов «Полезные привычки» Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Е.Благинина «Машенька», С. Капутикян «Маша обедает»; Игровая ситуация: «Игра в гостей» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Игровая ситуация «Едем в автобусе» Ноябрь Игровая ситуация «Однажды на улице» Развлечение « День Матери» Дидактическая игра « Почини одеяло» Декабрь Рассматривание семейных фотографий. Рисование «Моя семья» Игра со строительным материалом «Построим дом для зайчика» Проведение Новогоднего праздника совместно с родителями. Дидактическая игра с национальным колоритом «Сложи одежду» Свободное рисование «Подарки для Деда Мороза» Проведение Новогоднего праздника совместно с родителями Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», В . Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Кошкин дом» Январь Разучивание считалок, русских народных песенок. Знакомство с традициями Рождественских праздников; Изготовление «Рождественской открытки» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», А.Барто «Вовка- добрая душа» Февраль Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины» Беседа «В мире вежливых слов» Спортивное развлечение для детей и родителей: « Вместе – мы сила!» Просмотр мультфильмов : «Сотворение мира», В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Март Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки : «Теремок» Изготовление праздничных открыток для мам Беседа «Какая бывает красота» Изготовление праздничных открыток для мам Развлечение: « Душа моя Масленица»; Праздник «День 8 Марта» «Духовно- нравственное воспитание» Срок проведения Старший возраст Младший возраст Сентябрь Консультация для родителей: «Как провести с детьми выходной день» Октябрь Рассматривание семейных фотографий. Беседа «Вредные привычки» Демонстрация слайдов «Полезные привычки» Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Е.Благинина «Машенька», С. Капутикян «Маша обедает»; Игровая ситуация: «Игра в гостей» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Игровая ситуация «Едем в автобусе» Ноябрь Игровая ситуация «Однажды на улице» Развлечение « День Матери» Дидактическая игра « Почини одеяло» Декабрь Рассматривание семейных фотографий. Рисование «Моя семья» Игра со строительным материалом «Построим дом для зайчика» Проведение Новогоднего праздника совместно с родителями. Дидактическая игра с национальным колоритом «Сложи одежду» Свободное рисование «Подарки для Деда Мороза» Проведение Новогоднего праздника совместно с родителями Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», В . Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Кошкин дом» Январь Разучивание считалок, русских народных песенок. Знакомство с традициями Рождественских праздников; Изготовление «Рождественской открытки» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», А.Барто «Вовка- добрая душа» Февраль Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины» Беседа «В мире вежливых слов» Спортивное развлечение для детей и родителей: « Вместе – мы сила!» Просмотр мультфильмов : «Сотворение мира», В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Март Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки : «Теремок» Изготовление праздничных открыток для мам Беседа «Какая бывает красота» Изготовление праздничных открыток для мам Развлечение: « Душа моя Масленица»; Праздник «День 8 Марта» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», чтение стихов о маме Апрель Творческая мастерская : «Пасхальное яичко» Беседа «В мире вежливых слов» Беседа «Моя Малая Родина» Чтение и обсуждение стихов о культуре поведения Май Рассматривание сюжетных картинок на тему «О хороших людях» Чтение отрывков из былин о богатырях Выставка детских работ к Празднику Победы Чтение художественной литературы: С. Михалков «Как друзья познаются»,С.Маршак «Вот какой рассеянный», Н.Сладков «Разноцветная земля», П.Воронько «Мальчик Помогай» Июнь Праздник народных игр «Вокруг света» Разучивание пальчиковых игр и упражнений Июль Август Словесная игра «Филя и Уля» Беседа «Честность – прежде всего» Беседа «Не обижайте муравья» Игры на сближение : «Поделись улыбкой», «Люблю своих близких» Игровой тренинг «Давайте говорить друг другу комплименты» Объединяющие игры:»Клубочек», «Виноградная гроздь» Слушание музыкальных произведений о дружбе, помощи, хорошем настроении Беседа «О хороших поступках» Игры с пением «Угадай-ка», «Пугало» Литература 1.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 3-е изд. доп. и испр. – М.:ТЦ Сфера,2017. -160с. (Библиотека современного детского сада.) 2.Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение,1983.-144с.,ил.,нот. 3.И.Белавина, Н.Найденская. Планета- наш дом. Издательство «Лайда»: Москва, 1995. 4.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.:Просвещение,1993.128с.:ил.-(Б-ка воспит. детского сада).5.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспит. дет. сада. –М.:Просвещение,1981.- 80с.,ил. 6.Журналы: «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ». 7.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа – СПб: Акцидент,1997.- 158с.:ил. 8.Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. /Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 64с. 9. Куцакова Л.В. Нравственно- трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Програм.- метод. пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 144с.:ил. 10. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников.: Кн.для воспитателя дет.сада.М.:Просвещение, 1991.-112с. 11.Маханёва М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004.-72с. (Развитие и воспитание) 12.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспит. дет. сада.-М.:Мозаика-Синтез,2004.-96с. 13.Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой,- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. – 207с., - (Б-ка воспитателя дет. сада). 14.Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская и др.; Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой, 3-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1984. – 272 с.,ил.- (Б-ка воспитателя дет. сада). 15.Прогулки в природу : Учебно - методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А.Шишкина, М.Н.Дедулович.-М.: Просвещение,2002. -112с.:ил. 16.Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методич. рекомендации.- М.:Сфера, 2008.96с.(Вместе с детьми) 17.Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. –М.: ТЦ Сфера, 2012.-96с.(Вместе с детьми) 18. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд.,доп. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020. – 368с.